Яндекс.Метрика


Медные и алюминиевые шины

Субконтрактация – это не миф, а реальное будущее российской промышленности.

    Субконтрактация - способ организации промышленного производства, рассчитанный на взаимодействие головного предприятия – «контрактора» и широкой сети гибко специализированных поставщиков - «субконтракторов».
    По сути, субконтрактация – это разделение труда. Головное предприятие – контрактор занимается только тем, что умеет делать лучше всего – работой с потребителем. В результате у головного предприятия остаются только ключевые функции: маркетинг, промышленный дизайн, НИОКР, конечная сборка. Так контрактор избавляется от всех нестратегических производств и может вкладывать средства в обновление оборудования и технологий только на необходимых участках. Головное предприятие – контрактор быстро обновляет модельный ряд, не отягощенная непроизводительными издержками конечная продукция становится конкурентоспособной.
    Субконтрактация является формой организации промышленного производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков. Классическое понимание процесса субконтрактации подразумевает наличие головного предприятия – «контрактора» и множества малых и средних предприятий – «субконтракторов».
    В результате проведенной реструктуризации предприятие – контрактор избавляется от всех нестратегических производств и заказывает необходимые комплектующие субконтракторам. Субконтракторы специализируются на выполненииограниченного числа производственных процессов и стремятся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к качеству продукции, соблюдению условий согласованного графика поставок. Обе стороны процесса заинтересованы друг в друге: контрактору нужны стабильные поставки, субконтракторам нужны долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество. Опыт развитых стран показывает, что предприятие – контрактор часто за свой счет проводит на предприятиях – субконтракторах внедрение и сертификацию системы управления качеством, предоставляет помещения и оборудование.

 

Субконтрактация: действенный механизм организации производства

    Многие предприятия сейчас стоят перед выбором: реструктуризация и переход на субконтрактацию, аутсорсинг, или медленная смерть в условиях рынка. Мощным стимулом для проведения реструктуризации для большинства наших предприятий должно послужить планируемое вступление России в ВТО и, как следствие, усиление конкуренции на внутреннем рынке. Но реструктуризация с переходом предприятия на аутсорсинг подразумевает многократное увеличение количества поставщиков и связанные с этим проблемы.     Возникает множество вопросов: какие производства предприятие обязано сохранить и усилить, а от каких можно отказаться? Как найти поставщиков? Как организовать систему взаимодействия с партнерами? Как обеспечить надежность бесперебойных поставок с заданным уровнем качества? Применение механизма субконтрактации позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы. Так по данным опроса крупных американских, австралийских и европейских компаний, проведенному исследовательской компанией «Plant Maintenance Resource Center» среди причин перехода на аутсорсинг директора западных компаний называют следующие:

  • увеличить производительность труда;
  • уменьшить затраты;
  • сфокусироваться на основной деятельности.
    Основные выгоды:
  • быстрые сроки выполнения работ;
  • доступность необходимого оборудования.

    Многие управленцы считают, что нельзя сравнивать «нас» с «ними». В силу ряда причин. Во-первых, их бизнес изначально образовывался исходя из экономических соображений, отсюда и принципы организации производства соответствуют экономическим принципам. Во-вторых, правовая среда позволяет с первых контактов устанавливать доверительные отношения. В третьих, уровень развития поставщиков, такое, что в большинстве случаев есть гарантия обеспечения требуемого качества.
    Действительно, история развития производства несколько иная. В советские времена часто руководствовались политическими причинами при строительстве заводов. Но тенденция развития сейчас свидетельствует о том, что мы движемся к западным принципам производства.
    От натурального хозяйства к успешному бизнесу.
    То, что осталось с советских времен нельзя назвать термином «современное предприятие», скорее подходит термин «натуральное хозяйство». Практически все процессы, отвечающие за производство продукции, включены в структуру компаний.
    В рамках становления «современных предприятий» наиболее продвинутые управленцы поняли, что, например, наличие собственного транспортного, ремонтного, литейного цеха некритично для развития их бизнеса. Более того, в некоторых случаях отвлекает ценные ресурсы, которые могут быть направлены на укрепление своих позиций за счет инвестиций в разработки, конечную сборку или модернизацию наиболее значимых узлов изделий.
    Если попробовать охарактеризовать современное состояние отечественной промышленности, то кратко это можно свести к следующему:

  • Натуральное хозяйство - типичная характеристика устройства российской производственной компании. Собственное производство заготовок (литейный и кузнечные цеха), свои ремонтные и транспортные цеха, и т.д.
  • Усталость производства - производственные мощности изношены, низкий уровень загрузки, с трудом добиваются требуемого качества.
  • Ограниченные ресурсы - требуются затраты на переоборудование. Ограниченные ресурсы не позволяют инвестировать в полный комплекс. Надо выбирать, во что инвестировать.
  • Производственные компании будут выделять заготовительные и вспомогательные цеха. Оставлять “In House”, т.е. в структуре компании будут только самые ключевые процессы и бизнесы.

    Развитие субконтрактации повлечет за собой развитие малого и среднего предпринимательства в промышленном производстве и снизит социальную напряженность в процессе реструктуризации крупных предприятий. Учитывая реальность вхождения России в ВТО и высокий уровень развития субконтрактации в ЕС, Российским предприятиям легче будет выходить на сотрудничество с зарубежными предприятиями по системе субконтрактации в роли как СУБКОНТРАКТОРОВ, так и КОНТРАКТОРОВ по отдельным узлам и деталям.

 

 


ЗАО "ТПО "Электропродукт РУС" © 2005
443022, г.Самара, Заводское шоссе, дом 3, комната 211
тел.: (846) 265-35-41, тел/факс: 302-14-15, 979-21-01
e-mail: info@electroproduct.ru
переход на главную страницу